Как главбухи внедряли в работу онлайн-ККТ. Метод проб и ошибок

В.А. Барковец
эксперт журнала «Упрощенка»

Из этой статьи вы узнаете:
1. В каком виде подать заявление на регистрацию ККТ
2. При каких условиях можно не переходить на новые онлайн-кассы
3. Как налоговики узнают, что продавец использует старую кассу

Не откладывайте переход на онлайн-ККТ до последнего дня — 1 июля 2017 года. При внедрении новых касс проблемы точно обеспечены. Наши читатели рассказали, с какими трудностями они столкнулись, когда стали переходить на новые кассы. Пять реальных историй продавцов и комментарии экспертов — в нашей статье.

История № 1. В реестре не было адреса магазина

mail«Трудности возникли при регистрации ККТ в личном кабинете на nalog.ru. В заявлении надо записать адрес торговой точки, а сайт его не пропускал, так как такого адреса не было в базе инспекции. В налоговой нам сообщили, что администрация города должна передать им новые адреса. Но нам некогда было ждать, поэтому мы сами обратились в администрацию, чтобы они передали правильную адресную базу в ИФНС. На все это ушло три недели».
Ольга Волкова, бухгалтер, г. Воронеж

В чем проблема. Когда компания заполняет заявление в личном кабинете ККТ, она выбирает адрес установки ККТ из единой адресной системы. Если в этой системе нет адреса, то сайт не пропускает заявление.

Как решить проблему. Заявление о регистрации ККТ можно подать на бумаге (см. совет эксперта). Возьмите бланк из проекта приказа ФНС.

Заполните заявление о регистрации ККТ на бумаге, если не нашли адрес в реестреАлексей Батарин,
заместитель начальника организационно-методологического отдела
Управления оперативного контроля ФНС России, к. ю. н.,
советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса

— Электронный сервис регистрации ККТ тесно связан с государственным адресным ресурсом и ФИАСом (Федеральная информационная адресная система). Однако иногда адреса установки ККТ в ФИАСе может не быть. К примеру, автосалон расположен на трассе. Адрес: 15-й километр автодороги «Дон-4». Такого адреса нет в системе. В этом случае, чтобы зарегистрировать ККТ, можно подать заявление о регистрации кассы в налоговую инспекцию на бумаге. В заявлении впишите фактический адрес, где будете использовать ККТ. Инспекция вручную должна внести адрес установки ККТ в АИС «Налог-3».

К заявлению компания вправе приложить документы, которые подтверждают, что адрес верный: договор аренды, справки из БТИ, свидетельства о праве собственности, выписки из реестра прав на недвижимость.

Компания не обязана обращаться в администрацию и решать проблемы с адресами в базе. Инспекция должна сама связаться с местными властями и передать им уведомление о необходимости дополнить адресный реестр (постановление Правительства РФ от 22.05.2015 № 492, письмо ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-4-20/5345).

История № 2. Сайт ФНС не работал с электронной подписью

mail«В личном кабинете две недели не могли отправить заявление на регистрацию ККТ. Пробовали и так и этак — не получалось присоединить электронную подпись. Обращались сначала в техподдержку налоговой. Потом позвонили в компанию, где оформляли электронную подпись. Спецоператор обновил нашу подпись, и все получилось. ККТ зарегистрировали».
Екатерина Ветрова, бухгалтер, г. Липецк

В чем проблема. Электронная подпись компании не совместима с операционной системой.

Как решить проблему. Если у вас не получилось передать заявление о регистрации ККТ через личный кабинет, то можно заказать такую услугу у оператора фискальных данных. Это будет стоить 2000—4000 руб. Выберите оператора, заключите с ним договор. Оператор все сделает за вас. Список операторов смотрите в таблице.

Таблица. Операторы фискальных данных, которые есть в реестре ФНС

Название компании Сайт Номер телефона
АО «Энергетические системы
и коммуникации» (Первый ОФД)
1-ofd.ru 8-800-755-07-55
ООО «Такском» taxcom.ru/ofd 8-495-730-73-47
ООО «Эвотор ОФД» platformaofd.ru 8-800-700-59-07
ООО «Ярус» ofd-ya.ru 8-800-350-39-69
ООО «ПЕТЕР-СЕРВИС Спецтехнологии» ofd.ru 8-800-550-99-1
ООО «Яндекс.ОФД» ofd.yandex.ru 7-495-230-05-41
ООО «Компания “Тензор”» tensor.ru 8-4852-26-20-00
ЗАО «КАЛУГА АСТРАЛ» astralnalog.ru 8-800-700-86-68
ООО «Электронный экспресс» www.garantexpress.ru 8-800-333-88-88

 

Есть и другие причины, почему налоговики отказывают в регистрации ККТ. Четыре частые причины смотрите ниже.

Четыре частые причины отказа в регистрации онлайн-ККТ

  1. В реестре нет заводского номера ККТ или фискального накопителя

Заводские номера сверьте в реестре на nalog.ru в разделе «Новый порядок применения ККТ». Здесь есть два сервиса: Проверка ККТ и Проверка ФН. Если в заявлении вы неверно напишете хоть одну цифру в номере кассового аппарата или накопителя, инспекторы не зарегистрируют ККТ.

  1. Фискальный накопитель поддельный

Производители продают фискальный накопитель минимум за 6000 руб. Если вам предлагают фискальный накопитель по цене меньше 6000 руб., скорее всего, это подделка. Зарегистрировать кассовую машину с таким устройством не получится.

  1. Неверный фискальный признак отчета

Регистрация кассы проходит в несколько шагов: вы подаете заявление и получаете регистрационный номер ККТ, этот номер вы вбиваете в настройках аппарата и печатаете отчет о регистрации, в кабинете ККТ вы нажимаете «завершить регистрацию» и вносите из отчета дату, время, номер и фискальный признак. Если ошибетесь в цифрах, налоговые инспекторы откажут в регистрации ККТ.

  1. Фискальный накопитель используется в другой ККТ

Налоговые инспекторы не зарегистрируют кассовый апапрат, если организация (индивидуальный предприниматель) использует фискальный накопитель с тем же заводским номером в другой ККТ. Снять фискальный накопитель с одной кассы и поставить ее в другую нельзя. Для другого кассового аппарата нужен свой накопитель. Поэтому придется отдельно покупать устройство.

История № 3. У продавца ККТ не было фискальных накопителей

mail«Когда покупали кассу, не оказалось тех моделей с фискальными накопителями, которые мы хотели купить. То есть сам аппарат был, но накопители нужно было ждать месяц. Поэтому пришлось купить кассу дороже на 10 000 рублей».
Любовь Зотова, индивидуальный предприниматель, г. Тамбов

В чем проблема. Бизнесмен планировал купить одну онлайн-кассу, но у продавца не было фискальных накопителей к ним. Другие модели, оснащенные ФН, были более дорогие.

Как решить проблему. Один из вариантов — купить более дорогой вариант кассы, как сделала наша читательница. Но есть и другие способы. Можно попробовать найти интересующую модель кассового аппарата у другого продавца. Либо купить нужную модель без фискального накопителя, а накопитель заказать в другом месте (см. совет эксперта ниже).

Все модели касс и фискальных накопителей совместимы между собойЮлия Русинова,
директор по развитию бизнеса фискальных решений
компании АТОЛ
— Без фискального накопителя кассу нельзя зарегистрировать в ФНС. Пользователь ККТ может купить оборудование и фискальный накопитель к нему в разное время и у разных компаний. Ведь все онлайн-кассы и фискальные накопители, включенные ФНС в реестр, интегрируются и работают друг с другом.

Кстати, в реестре фискальных накопителей появилась новая модель. Ключевое отличие от предыдущего аналога — срок действия ключа 36 месяцев (приказ ФНС России от 03.05.2017 № СА-7-20/339@).

Устройство вправе использовать фирмы и предприниматели на УСН (п. 6 ст. 4.1 Закона № 54-ФЗ). То есть три года упрощенцы смогут применять онлайн-кассу без ежегодной перерегистрации.

Актуальный вопросВправе ли компании на УСН использовать фискальный накопитель со сроком ключа 13 месяцев?Из закона следует, что компании и ИП на УСН вправе использовать при работе ККТ только ФН со сроком ключа не менее 36 месяцев (пункт 6 статьи 4.1 закона 54-ФЗ и постановление Правительства РФ от 25.01.2017 № 70). 13-месячный накопитель упрощенцы вправе использовать лишь при определенных условиях, а именно:- торгуют подакцизными товарами,- применяют ККТ в автономном режиме,

- являются платежными агентами (субагентами),

- работают сезонно (временно).

Модель фискального накопителя со сроком действия ключа 36 месяцев, включена в реестр лишь в мае (приказ ФНС России от 03.05.2017 № СА-7-20/339@). И таких устройств до сих пор нет в продаже. Мы обратились с этой проблемой в ФНС. В итоге служба официально разрешила всем упрощенцам применять 13-месячный накопитель, пока не истечет срок ключа, а подчиненным запретила штрафовать компании, которые применяли не те накопители (письмо от 23.05.2017 № ЕД-4-20/9679@).

Если налоговики ослушаются ФНС, сошлитесь на разъяснения. Можете также объяснить, что со своей стороны вы приняли все меры для соблюдения закона — подали заявку на фискальный накопитель, заключили договор на покупку ККТ и ФН, получили от производителя ответ, что в продаже нет ФН со сроком действия ключа 36 месяцев.

История № 4. Касса не взаимодействовала с 1С

mail«Когда мы приобрели новую ККТ с фискальным накопителем АТОЛ-55Ф, то при взаимодействии с программой 1С касса не смогла работать. Пришлось обращаться к производителям и перепрошивать аппарат».
Ольга Скворцова, главный бухгалтер, г.Самара

В чем проблема. Компания не могла совместить кассу с программой учета. А без этого невозможно выгрузить в ККТ список товаров и их стоимость.

Как решить. Можно обратиться к производителю, как сделала наша читательница. Но перед покупкой кассы стоит сразу выяснить, можно ли конкретную кассу совместить с программой. Обратитесь к представителю, который обслуживает бухгалтерскую программу (см. совет эксперта ниже).

1С работает с сертифицированными моделями ККТМария Правдина,
эксперт фирмы «1С»— Фирма «1С» проводит сертификацию новых касс. Для этого тестируются драйверы и модели кассовой техники на корректность работы с «1С:Предприятием». Чтобы узнать, сертифицирована ли модель ККТ, зайдите на сайт v8.1c.ru в раздел «Стандартные библиотеки» / «1С:Библиотека подключаемого оборудования» / «Подключаемое оборудование, поддерживаемое производителем драйвера». В программе пользователь может выбрать модель и подключить к программе.Если модели не сертифицированы 1С, интеграцией должен заняться технический специалист.

История № 5. ККТ не работала с программой учета

mail«Регистрация новых касс — это была целая эпопея. У нас автозаправочная станция, применяем упрощенную систему. Наша программа — АЗС плюс 2, на которой мы работали 10 лет, не подошла под новые кассы. Пришлось заказывать Рутокен с новой версией софта за 30 000 руб. Потом оказалось, что продавец ККТ помогает ее установить только на 1С. И мы после этого еще искали специалиста, который смог бы разобраться в нашей программе».
Наталья Гафнер, бухгалтер, Челябинская область

В чем проблема. Специальная программа учета не подошла под новые кассы, а продавец кассовой техники не смог настроить программу под новые ККТ.

Как решить. Для специфических видов деятельности — автозаправки, киносети и т. п. есть свои нюансы перехода на онлайн-кассы. Заранее купите новые кассы и найдите специалиста, который совместит программу учета и ККТ. Иначе может получиться так, что на старой кассе работать уже нельзя, а новую вам еще не привезли и не установили.

Если вы продолжите применять кассовую технику старого образца после 1 июля 2017 года, то инспекторы вас оштрафуют (см. мнение налоговика ниже).

Налоговики узнают при проверке, что вы работаете на старых ККТЮлия Сидненко,
советник государственной гражданской службы РФ
3-го класса
— За работу на старой модели ККТ после 1 июля 2017 года директора и ИП оштрафуют от 25 до 50% от непробитой суммы. Минимум 10 000 руб. Фирма заплатит от 75 до 100% от непробитой суммы, но не меньше 30 000 руб. (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).Нарушение выявят на проверке в момент контрольной закупки или дистанционно. Налоговики выберут компании, которые не сняли с учета аппараты с ЭКЛЗ и не зарегистрировали новые кассы. Это и есть список потенциальных нарушителей.

Некоторые компании и ИП могут работать без касс (см. схему ниже).

Схема. Кто вправе не переходить на онлайн-кассы

nekkm

Три главных совета:

Заявление на регистрацию ККТ подавайте на бумаге или через личный кабинет на сайте ФНС.

Если вы совмещаете УСН и ЕНВД, то по упрощенной деятельности обязаны перейти на онлайн-ККТ с 1 июля 2017 года.

Если будете применять кассу старого образца, директора оштрафуют на 10 000 руб., а фирму — минимум на 30 000 руб.