Письма ФНС с разъяснениями о применении ККТ

Содержание:

  1. Письмо от 10.07.13 n ас-4-2/12406@ о применении контрольно-кассовой техники
  2. Письмо от 03.04.12 n ас-4-2/5537@ о заполнении заявления о регистрации контрольно-кассовой техники
  3. Письмо от 10.06.11 n ас-4-2/9303@ о направлении ответов на вопросы о применении ккт

1. ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО от 10.07.13 N АС-4-2/12406@

О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ

Федеральная налоговая служба в соответствии с письмами Министерства финансов Российской Федерации от 24.05.2013 N 03-01-15/18769 и от 04.07.2013 N 03-01-15/25767 сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Федеральный закон N 54-ФЗ) организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники в составе платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами), обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели обязаны выдавать покупателям (клиентам) отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки в момент оплаты.

Кроме того, учитывая позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 11.05.2012 N 45-АД12-4 (прилагается), организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт в случае продажи товаров (оказании услуг или выполнении работ), должна применяться исправная контрольно-кассовая техника, а именно: на выдаваемых покупателям кассовых чеках, отпечатанных контрольно-кассовой техникой непосредственно в момент оплаты товаров, время покупки должно совпадать с реальным временем. В соответствии с подпунктом «и» пункта 3 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470, контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники и применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, должна иметь часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования.

Отклонение времени на контрольно-кассовых машинах не должно превышать 5 минут от времени, исчисленного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации» от 08.01.1992 N 23 (раздел 2 протокола Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 15.06.2000 N 2/56-2000).

Расхождение на выдаваемых чеках времени покупки с реальным временем является нарушением требований статей 2, 4 и 5 Федерального закона N 54-ФЗ, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В этой связи организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие реализацию товаров дистанционным способом (в том числе через Интернет-магазины) обязаны применять контрольно-кассовую технику и выдавать покупателям отпечатанные такой контрольно-кассовой техникой кассовые чеки непосредственно в момент оплаты товаров. Выдача покупателям кассовых чеков, отпечатанных контрольно-кассовой техникой ранее чем за 5 минут до реального времени осуществления наличного денежного расчета и (или) расчета с использованием платежных карт, а равно копий кассовых чеков, отпечатанных контрольно-кассовой техникой, не допускается.

Доведите настоящее письмо до территориальных налоговых органов, а также до сведения налогоплательщиков.

Заместитель руководителя ФНС России, действительный государственный советник
Российской Федерации 3 класса
С.Н.АНДРЮЩЕНКО

2. ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО от 03.04.12 N АС-4-2/5537@

О ЗАПОЛНЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О РЕГИСТРАЦИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ

Федеральная налоговая служба в связи с поступающими вопросами по заполнению формы заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, утвержденной приказом ФНС России от 09.04.2008 N ММ-3-2/152 «Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники» (в редакции приказа ФНС России от 21.11.2011 N ММВ-7-2/891@), в целях единообразного применения указанной формы заявления, направляет ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по заполнению заявления и поручает довести соответствующую информацию до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Обращаем внимание, что указанные вопросы и ответы размещены на официальном сайте ФНС России в сети Интернет в разделе Контрольная работа/Контрольно-кассовая техника/Информационные материалы. По мере поступления дополнительных вопросов соответствующие ответы будут доводиться до управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и размещаться на официальном сайте ФНС России в сети Интернет.

Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса
С.Н.АНДРЮЩЕНКО

ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМЫ
ЗАЯВЛЕНИЯ О РЕГИСТРАЦИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ

1. Вопрос. Необходимо ли осуществлять перерегистрацию контрольно-кассовой техники (далее — ККТ) в налоговом органе в случае замены электронной контрольной ленты защищенной (далее — ЭКЛЗ). При такой замене изменения в карточку регистрации ККТ не вносятся?

Ответ. Новая форма Заявления в отличие от формы, которая действовала до вступления в силу приказа ФНС России от 21.11.2011 N ММВ-7-2/891, содержит, в частности, сведения о регистрационном и заводском номерах ЭКЛЗ.

В этой связи в случае изменения регистрационных сведений о ККТ, к которым в соответствии с новой формой заявления о регистрации ККТ относятся в том числе сведения о регистрационном и заводском номерах ЭКЛЗ, пользователь представляет в налоговый орган заявление о перерегистрации ККТ.

2. Вопрос. В Заявлении в разделе 1 (код строки 060) нужно указать номер паспорта ККТ. Какой номер указывать, учитывая, что новые паспорта с единой нумерацией до сих пор не введены.

Ответ. Согласно подпункту «н» пункта 3 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470 (далее — Положение N 470), включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники и применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт ККТ должна, в частности, иметь паспорт установленного образца.

В соответствии с пунктом 8 Положения N 470 образец паспорта ККТ утверждается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации; до настоящего времени указанный образец паспорта ККТ не утвержден.

В этой связи до момента утверждения образца паспорта ККТ в Заявлении указывается номер действующего паспорта ККТ, а в случае отсутствия такого номера в графе номер паспорта проставляется прочерк.

3. Вопрос. В Заявлении в разделе 1 (код строки 070) нужно указать заводской номер ЭКЛЗ, который составляет 13 знаков, а квадратиков только 12. Как решать эту проблему?

Ответ. Относительно количества знаков заводского номера ЭКЛЗ следует отметить, что действующая нормативная правовая база не определяет требований к разрядности номера ЭКЛЗ. Вместе с тем, при вводе в автоматизированную систему налоговых органов реквизитов из заявления о регистрации ККТ возможно указание до 20 разрядов в заводском номере ЭКЛЗ, что полностью обеспечивает машиночитаемость формы заявления о регистрации ККТ.

Программное обеспечение, разработанное в соответствии с приказом ФНС России от 14.03.2012 N ММВ-7-6/155@ и обеспечивающее ввод и формирование файла в формате передачи данных Заявления, в полной мере реализует указанную выше возможность.

При заполнении бланка Заявления допустимо указание символов, в количестве, превышающем обозначенные в бланке Заявления поля.

4. Вопрос. Поставщик ККТ устанавливает на ККТ идентификационные знаки, содержащие в своей серии 8 букв, а в номере 7 цифр. Общее количество знаков составляет 15 знаков. Имеет ли право налоговый орган отказать в регистрации (перерегистрации) ККТ по причине превышения буквенного обозначения серии и учетного номера идентификационного знака более 12?

Ответ. Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 05.09.2007 N 352 «Об утверждении образца идентификационного знака контрольно-кассовой техники» (далее — Приказ N 352) утвержден образец идентификационного знака контрольно-кассовой техники. Примечанием к Приказу N 352 установлено, что идентификационный знак содержит, в частности, буквенное обозначение серии, не менее 2-х букв, и учетный номер идентификационного знака, не менее 5-ти цифр.

При вводе в автоматизированную систему налоговых органов реквизитов из заявления о регистрации ККТ предусмотрено указание от 7 до 20 разрядов в серии и учетном номере идентификационного знака ККТ, что полностью обеспечивает машиночитаемость формы Заявления.

Таким образом, отказ в регистрации (перерегистрации) в налоговом органе контрольно-кассовой техники с идентификационным знаком, содержащим количество знаков, обозначающих серию и учетный номер, более 12, неправомерен.

5. Вопрос. Могут ли отказать налоговые органы в регистрации на нового налогоплательщика ККТ, изготовленной до 2008 года и не имеющей идентификационного знака, т.е. до выхода Приказа Министерства промышленности и энергетики РФ от 05.09.2007 N 352 «Об утверждении образца идентификационного знака контрольно-кассовой техники…», в случае нахождения данной модели ККТ в Государственном реестре?

Ответ. Согласно подпункту «о» пункта 3 Положения N 470 ККТ, включенная в Государственный реестр ККТ и применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт должна, в частности, иметь идентификационный знак установленного образца.

Образец идентификационного знака утвержден приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 05.09.2007 N 352, который зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11.10.2007 N 10310 и вступил в силу 07.11.2007 (далее — приказ Минпромэнерго России N 352).

При этом пунктом 2 вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации N 470 разрешено применение исправной, опломбированной в установленном порядке ККТ, включенной в Государственный реестр ККТ, зарегистрированной в налоговых органах, и соответствующей требованиям, действовавшим при регистрации ККТ в налоговых органах, а также документации к ней.

Таким образом, ККТ, зарегистрированная в налоговом органе до вступления в силу приказа Минпромэнерго России N 352, может не иметь идентификационного знака и, соответственно, при представлении заявления на перерегистрацию или снятие с регистрации такой ККТ, указание в Заявлении серии и учетного номера идентификационного знака ККТ не требуется.

Вместе с тем, ККТ, представляемая на регистрацию в налоговом органе в настоящее время должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике, в том числе и Положению N 470 в части наличия идентификационного знака ККТ.

Обеспечение наличия такого идентификационного знака осуществляется поставщиком или центром технического обслуживания ККТ в рамках технической поддержки ККТ.

В соответствии с пунктом 22 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по регистрации в установленном порядке контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 10.03.2009 N 19н, исполнение территориальными налоговыми органами указанной государственной функции не осуществляется, в частности, при отсутствии идентификационного знака ККТ.

Таким образом, отказ налогового органа в регистрации ККТ в случае отсутствия идентификационного знака правомерен.

6. Вопрос. Какие сведения указывать в «Разделе 1. «Сведения о модели ККТ, заявленной на регистрацию….» заявления при перерегистрации ККТ в связи с заменой блока ЭКЛЗ по следующим строкам:

- 070 заводской номер ЭКЛЗ (номер старой ЭКЛЗ, или же заводской номер новой ЭКЛЗ, которая будет устанавливаться в ККТ);

- 080 регистрационный номер старой ЭКЛЗ, либо новой?

Ответ. При подаче заявления о перерегистрации в связи с заменой блока ЭКЛЗ по коду строки 070 раздела 1 Заявления указывается заводской номер устанавливаемого блока ЭКЛЗ, а по коду строки 080 раздела 1 Заявления проставляется прочерк. Регистрационный номер устанавливаемого блока ЭКЛЗ указывается сотрудником налогового органа на странице 1 заявления.

При этом номер заменяемой ЭКЛЗ в Заявлении не указывается.

7. Вопрос. Просим разъяснить понятие «пользователь», указываемое в поле на странице 1 заявления о регистрации ККТ, где указывается фамилия, имя, отчество руководителя организации, индивидуального предпринимателя/представителя налогоплательщика. Может быть пользователем только индивидуальный предприниматель, а юридическое лицо — нет?

Ответ. В соответствии с Положением N 470 пользователь — это лицо, применяющее контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт с покупателем (клиентом) при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг в обязательном порядке на территории Российской Федерации применяется контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, всеми организациями и индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, пользователем ККТ может являться и организация, и индивидуальный предприниматель.

8. Вопрос. Должно ли заполняться поле «Наименование документа, подтверждающего полномочия представителя» на странице 1 заявления о регистрации ККТ, в случае если заявление подписывает руководитель организации?

Ответ. В случае если Заявление подписано руководителем организации, поле «Наименование документа, подтверждающего полномочия представителя» на странице 1 Заявления не заполняется.

9. Вопрос. Кто должен заполнять поле «Регистрационный номер ЭКЛЗ» на странице 1 заявления о регистрации ККТ при подаче заявления о перерегистрации ККТ в связи с заменой блока ЭКЛЗ, и какой номер должен быть указан в данном поле?

Ответ. В случае подачи заявления о перерегистрации контрольно-кассовой техники в связи с заменой блока ЭКЛЗ в поле «Регистрационный номер ЭКЛЗ» на странице 1 Заявления сотрудником налогового органа указывается регистрационный номер устанавливаемого блока ЭКЛЗ.

10. Вопрос. Существует ли программное обеспечение по заполнению формы заявления на регистрацию ККТ, перерегистрацию и снятие с учета ККТ?

Ответ. Программное обеспечение ввода и формирования файла в формате передачи данных заявления о регистрации ККТ (КНД 1110021) в соответствии с приказом ФНС России от 14.03.2012 N ММВ-7-6/155@ разработано и реализовано в программе «Налогоплательщик ЮЛ» (версия 4.29), размещенной на официальном сайте ФНС России в сети Интернет.

11. Вопрос. Какое количество листов Заявления необходимо заполнять при перерегистрации ККТ в связи со сменой ЦТО, заменой блока ЭКЛЗ, блока фискальной памяти и нужно ли заполнять «Раздел 2. «Сведения об адресе места установки ККТ….», если эти сведения при указанной перерегистрации ККТ не изменялись?

Ответ. При подаче Заявления в налоговый орган подлежат заполнению все листы Заявления. При этом в раздел 2 Заявления вносятся сведения об адресе места установки контрольно-кассовой техники, вне зависимости изменялись эти сведения или нет.

12. Вопрос. Допустимы ли сокращения в организационно-правовой форме: индивидуальный предприниматель (ИП) или общество с ограниченной ответственностью (ООО) или иное?

Ответ. При заполнении заявления о регистрации ККТ на странице 1 заявления в поле «наименование, Ф.И.О. пользователя» указывается полное наименование организации, соответствующее наименованию, указанному в учредительных документах (при наличии в наименовании латинской транскрипции таковая указывается), а в случае подачи заявления индивидуальным предпринимателем — его фамилия, имя, отчество (полностью, без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность).

13. Вопрос. Допустима ли подача одного заявления при наличии нескольких причин, например, изменение ЦТО и замена ЭКЛЗ?

Ответ. В случае если основанием для подачи заявления о перерегистрации ККТ являются несколько причин одновременно, то следует подавать одно заявление, с указанием всех причин перерегистрации.

14. Вопрос. В случае если место установки ККТ находится в собственности, какие реквизиты из свидетельства о регистрации права собственности указывать на 3-м листе: номер бланка свидетельства, номер записи регистрации или кадастровый номер объекта?

Ответ. В случае если место установки ККТ принадлежит пользователю на праве собственности, то строка «номер и дата заключения договора…» в разделе 2 Заявления не заполняется.

15. Вопрос. Должен ли пользователь подавать Заявление в налоговый орган, если при проведении плановых работ по обслуживанию ККТ на корпус ККТ нанесена, взамен старой, новая марка-пломба.

Ответ. Согласно подпункту «п» пункта 3 Положения N 470 ККТ, включенная в Государственный реестр ККТ и применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт должна, в частности, иметь марки-пломбы установленного образца. Марка-пломба является защищенной от подделки полиграфической продукцией, позволяющей выявить факт вскрытия или удаления корпуса контрольно-кассовой техники.

При этом отсутствие марки-пломбы на контрольно-кассовой технике является в соответствии с пунктом 22 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по регистрации в установленном порядке контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 10.03.2009 N 19н, одним из оснований не исполнения территориальными налоговыми органами указанной государственной функции.

Таким образом, одним из условий применения ККТ, соответствующей установленным требованиям и зарегистрированной в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком, является наличие на этой ККТ марки-пломбы установленного образца.

В случае если в процессе использования ККТ произошла замена марки-пломбы с одним номером на марку-пломбу с другим, и причиной такой замены послужили основания, не связанные с изменением регистрационных данных ККТ, представление в налоговый орган Заявления о таком изменении не требуется. Часть такой новой марки-пломбы наклеивается, в частности, в паспорт ККТ. При этом указание в Заявлении актуального номера марки-пломбы обязательно каждый раз при представлении Заявления в налоговый орган.

3. ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО от 10.06.11 N АС-4-2/9303@

О НАПРАВЛЕНИИ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ о применении ккт

Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе разъяснения на обращения организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Доведите до нижестоящих налоговых органов.

Государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н. Андрющенко

1. О применении бланков строгой отчетности (при оказании услуг населению по ремонту транспортных средств, при осуществлении физкультурно-оздоровительной деятельности, при оказании услуг ломбардов, при оказании услуг по обучению).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее — ККТ), включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

В соответствии с письмом Минфина России от 15.12.2008 N 03-01-15/12-376 принадлежность к услугам, которые предоставляются населению, определяет Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.

При оказании услуг, не включенных в ОКУН, применение ККТ осуществляется с учетом пункта 2.1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ.

Услуги по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей являются услугами в сфере бытового обслуживания населения и относятся к подгруппе «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования» (код 017000) группы «Бытовые услуги» (код 010000) ОКУН.

Услуги по физкультурно-оздоровительной деятельности относятся к группе «Услуги физической культуры и спорта (код 070000) ОКУН.

Услуги ломбардов являются услугами в сфере бытового обслуживания населения и относятся к подгруппе «Прочие услуги непроизводственного характера» (код 0197800) группы «Бытовые услуги» (код 010000) ОКУН.

ОКУН содержит следующие группы услуг по обучению «Услуги музыкальных, художественных и хореографических школ, клубных учреждений и библиотек услуги в системе образования» (код 053000), а также  «Услуги в системе образования» (код 110000), в том числе «Услуги по организации обучения населения на курсах» (код 115000).

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» (далее — Постановление N 359) утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ (далее — Положение).

Абзацами 2 и 3 пункта 2 Постановления N 359 установлено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 «Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» до вступления в силу Постановления N 359, применяются всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, в отношении которых эти формы бланков утверждены, а формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу Постановления N 359 для услуг, в отношении которых порядок утверждения форм бланков строгой отчетности определен в соответствии с пунктами 5 и 6 Положения, могут применяться до их утверждения в соответствии с Положением.

Согласно пункту 4 Положения бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем.

Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.

Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, могут самостоятельно разрабатывать и применять документы, приравненные к кассовым чекам, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, в случае если иное не предусмотрено пунктами 5 и 6 Положения. Документы (квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам) оформляются на бланках строгой отчетности, в которых в обязательном порядке должны содержаться реквизиты, установленные в пункте 3 Положения.

Пунктом 11 Положения определено, что формирование бланков документов может производиться с использованием автоматизированной системы. При этом для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа должно обеспечиваться выполнение следующих требований:

а) автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет;

б) при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.

Согласно пункту 12 Положения организации и индивидуальные предприниматели по требованию налоговых органов обязаны представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах.

Пунктом 13 Положения установлено, что учет бланков документов, изготовленных типографским способом, по их наименованиям, сериям и номерам ведется в книге учета бланков документов. Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации (индивидуальным предпринимателем), а также скреплены печатью (штампом).

В соответствии с пунктом 19 Положения упакованные в опечатанные мешки копии документов (корешки), подтверждающих суммы принятых наличных денежных средств (в том числе с использованием платежных карт), хранятся в систематизированном виде не менее 5 лет. По окончании указанного срока, но не ранее истечения месяца со дня проведения последней инвентаризации копии документов (корешки) уничтожаются на основании акта об их уничтожении, составленного комиссией, образованной руководителем организации (индивидуальным предпринимателем). В таком же порядке уничтожаются некомплектные или испорченные бланки документов.

В связи с тем, что в настоящее время для услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, услуг по физкультурно-оздоровительной деятельности и услуг по образованию формы бланков строгой отчетности в соответствии с Положением не утверждены, организации  и индивидуальные предприниматели, оказывающие такие услуги, могут применять самостоятельно разработанные формы бланков строгой отчетности, с учетом пункта 3 Положения.

Для организаций, оказывающих услуги по кредитованию граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и по хранению этих вещей Приказом Минфина России от 14.01.2008 N 3н «Об утверждении форм бланков строгой отчетности» утверждены формы бланков строгой отчетности «Сохранная квитанция» и «Залоговый билет», применяемые при оказании услуг ломбардами, в которых учтены требования, предусмотренные Федеральным законом от 19.07.2007 N 196-ФЗ «О ломбардах».

2. О составлении акта по форме КМ-1 «Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины».

В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 54-ФЗ организации, индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны, в том числе, осуществлять регистрацию ККТ в налоговых органах.

Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 по согласованию с Минфином России и Минэкономики России утверждена унифицированная форма N КМ-1 «Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины», а также установлен порядок ее заполнения.

Согласно статье 5 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ.

Пунктом 13 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации, от 23.07.2007 N  470 (далее — Положение N 470) определено, что функции по хранению документации возлагаются на:

а) поставщика или центр технического обслуживания — в отношении учетного талона, содержащего сведения о ККТ и отметки о ее регистрации, перерегистрации, снятии с регистрации в налоговом органе, вводе в эксплуатацию, проверке ее исправности, ремонте, техническом обслуживании, замене программно-аппаратных средств, установке знаков «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание», наклеивании марок-пломб и выводе из эксплуатации этой техники;

б) поставщика — в отношении документации, связанной с производством, поставкой и технической поддержкой ККТ;

в) центр технического обслуживания — в отношении документации, связанной с технической поддержкой ККТ;

г) пользователя — в отношении документации, связанной с приобретением, регистрацией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией и выводом из эксплуатации ККТ.

К документам, связанным с вводом в эксплуатацию контрольно-кассовых машин, относятся паспорт на контрольно-кассовую машину, акт по форме N КМ-1, а также карточка регистрации.

Акт применяется при вводе в эксплуатацию новой контрольно-кассовой машины и при инвентаризации в организациях для оформления перевода показаний суммирующих денежных счетчиков и регистрации контрольных счетчиков (отчета фискальной памяти) до и после их перевода на нули.

Акт фиксирует показания следующих счетчиков: контрольных счетчиков (отчета фискальной памяти), регистрирующих количество переводов показаний суммирующих счетчиков на нули, главного суммирующего счетчика, секционных суммирующих денежных счетчиков.

Акт оформляется в двух экземплярах членами комиссии с обязательным участием представителя контролирующей организации (налогового инспектора). Один экземпляр акта необходимо хранить в налоговом органе.

Центр технического обслуживания на договорных началах с пользователем осуществляет техническую поддержку — работы и услуги по вводу в эксплуатацию, проверке исправности, ремонту, техническому обслуживанию и выводу из эксплуатации ККТ.

Согласно пункту 42 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по регистрации в установленном порядке ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — Регламент) после фискализации специалист налогового органа и пользователь ККТ (с привлечением специалиста ЦТО) подписывают акт по форме N КМ-1.

Указанная унифицированная форма Госкомстата России имеет рекомендательный характер и применяется при вводе в эксплуатацию новой ККТ, при выполнении процедур, которые могут привести к изменению зарегистрированной в ККТ информации (регистрации, технологического обнуления, ремонта, замены фискальной памяти, замены электронной контрольной ленты защищенной), а также при инвентаризации кассы и других технологических операциях. Аналогичную форму акта прилагают и к акту на уничтожение контрольно-кассовых лент.

При необходимости организации могут вносить дополнительные реквизиты в унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций). При этом все реквизиты унифицированных форм должны оставаться без изменения (включая код, номер формы, наименование документа).

Согласно положениям статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку, беспрепятственный доступ к соответствующей ККТ, предоставлять им документацию, связанную с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ.

3. Об использовании кредитными организациями платежных терминалов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона N 54-ФЗ кредитная организация, которая применяет платежные терминалы и банкоматы, осуществляющие прием средств наличного платежа, являющиеся основными средствами этой кредитной организации и принадлежащие только ей на праве собственности, обязана:

ежедневно осуществлять ведение бухгалтерского учета по каждому платежному терминалу и банкомату, которые осуществляют прием средств наличного платежа;

применять исправные платежные терминалы и банкоматы, осуществляющие прием средств наличного платежа и обеспечивающие надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов, а также отражать операции в бухгалтерском учете этой кредитной организации в соответствии с нормативными актами Банка России.

В случае если кредитная организация применяет платежный терминал или банкомат, осуществляющие прием средств наличного платежа, не являющиеся основными средствами этой кредитной организации и не принадлежащие только ей на праве собственности или в силу специфики своей конструкции либо особенностей своего места нахождения, не позволяющие ей выполнить обязанности, предусмотренные настоящей статьей, такой платежный терминал или банкомат должен быть оборудован исправной контрольно-кассовой техникой, зарегистрированной в налоговых органах, опломбированной в установленном порядке, эксплуатируемой в фискальном режиме и обеспечивающей фиксацию расчетных операций на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти.

Действующее законодательство Российской Федерации о приеме платежей физических лиц не содержит положений, устанавливающих возможность кредитной организации осуществлять операции по приему платежей физических лиц в качестве платежного субагента.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ порядок совершения кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники определяется Центральным банком Российской Федерации.

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона N 54-ФЗ порядок применения контрольно-кассовой техники и используемых в ней программных продуктов кредитными организациями, в том числе, которые применяют платежные терминалы и банкоматы, осуществляющие прием средств наличного платежа, являющиеся основными средствами этой кредитной организации и принадлежащие только ей на праве собственности, утверждается Центральным банком Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 7 Федерального закона N 54-ФЗ определено, что действия полномочий налоговых органов, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, не распространяется на кредитные организации. Контроль за соблюдением кредитными организациями требований указанного Федерального закона осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Таким образом, Федеральный закон N 54-ФЗ не содержит положений, устанавливающих обязанность кредитных организаций осуществлять деятельность по приему платежей физических лиц через платежные терминалы, являющиеся основными средствами этой кредитной организации и принадлежащие только ей на праве собственности, с применением в их составе контрольно-кассовой техники.

Полномочия налоговых органов по контролю за соблюдением требований Федерального закона N 54-ФЗ не распространяются на кредитные организации.

4. О денежных расчетах между организациями и индивидуальными предпринимателями.

Согласно пункту 1 статьи 2, статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ при осуществлении организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг в обязательном порядке применяется контрольно-кассовая техника с обязательной выдачей контрольно-кассового чека. Таким образом, Федеральный закон N 54-ФЗ обязывает применять ККТ и в случаях расчетов между организациями или индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных расчетов.

В то же время согласно пункту 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40, для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. В соответствии с пунктом 13 Порядка ведения кассовых операций прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается заверенная печатью (штампом) квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира.

Поступившие от юридического лица денежные средства в счет оплаты товаров будут отражены в Z-отчете организации-продавца, составленном по итогам рабочей смены ККТ. Полученная в течение дня выручка организации-продавца должна быть оприходована кассиром предприятия путем составления приходного кассового ордера и соответствующими записями в кассовой книге предприятия. При этом сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте ККТ (пункты 6.1, 6.2 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином России от 30.08.1993 N 104, пункты 11 и 12 Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, при осуществлении контроля за полнотой и своевременностью поступления выручки, уплаты налогов и других поступлений в бюджеты Российской Федерации, утвержденных Госналогслужбой России N ВЗ-6-13/272, Центральным Банком Российской Федерации N 51 от 18.08.1993).

В соответствии с Указаниями Банка России от 20.06.2007 N 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» (зарегистрировано Минюстом России 05.07.2007 N 9757), расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут осуществляться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей. В официальном разъяснении Банка России от 28.09.2009 N 34-ОР указано, что запрет на расчеты наличными деньгами в размере, превышающем 100 тысяч рублей, распространяется на обязательства, предусмотренные договором и (или) вытекающие из него и исполняемые как в период действия договора, так и после окончания срока его действия.

5. О регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники обособленным подразделением организации в г. Москве и Санкт-Петербурге

В соответствии с пунктом 4 статьи 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства), осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с  пунктом 2 статьи 23 НК РФ.

В случае если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.

При создании организацией нескольких обособленных подразделений в Москве на территориях, подведомственных разным налоговым органам, организация вправе выбрать для постановки на учет по данному основанию налоговый орган по месту нахождения одного из созданных обособленных подразделений.

Постановление Правительства Российской Федерации N 470 утверждено «Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями», которое определяет требования, предъявляемые к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 15 указанного Положения, а также приказу Минфина России от 10.03.2009 N 19н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по регистрации в установленном порядке контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации» для регистрации контрольно-кассовой техники организация представляет в налоговый орган по месту учета организации (месту нахождения обособленного подразделения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя) определенный комплект документов (пункт 27 указанного регламента).

Исходя из вышеизложенного, организация вправе поставить на учет свои обособленные подразделения, находящиеся в г. Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, в одной из территориальных налоговых инспекций города, определяемой организацией самостоятельно, и зарегистрировать ККТ, используемую этими обособленными подразделениями, в данной инспекции.

6. О применении контрольно-кассовой техники аптеками.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее Федеральный закон N 54-ФЗ) с 01.09.2010 года аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже лекарственных препаратов без применения контрольно-кассовой техники.

При применении норм законодательства по отношению к организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами следует учитывать, что данный вид деятельности осуществляется на основании специального разрешения — лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.

Согласно подпункту г) пункта 4 «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 лицензионным требованием при осуществлении фармацевтической деятельности  является соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения (аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности), правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.

В соответствии с требованиями норм части 1 статьи 8 и части 1 статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее — Федеральный закон N 61-ФЗ), розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Исходя из  статьи 4 Федерального закона N 61-ФЗ аптечная  организация — организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями указанного Федерального закона.

Предпринимательская  деятельность аптечных организаций по реализации физическим и юридическим лицам, как за наличный, так и за безналичный расчет, лекарственных препаратов и прочих товаров медицинского назначения, осуществляемая в рамках договоров розничной купли-продажи может быть переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Кроме того, не относится  к розничной торговле и, соответственно, не может быть переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, предпринимательская деятельность аптечных организаций, связанная с реализацией лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения бюджетным учреждениям по муниципальным и государственным контрактам, а также на основании договоров поставки независимо от формы расчета (наличного  или безналичного).

Обращаем внимание, что  согласно  статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) к розничной торговле не относится передача  лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам, а также продукция собственного производства (изготовления), в т.ч. применяющей фарма-спирт. В свою очередь согласно пункту 5 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, контрольно-кассовую технику.

В связи с указанным, деятельность аптечных организаций, связанная с отпуском (передачей) по  бесплатным рецептам готовых лекарственных препаратов, а также деятельность, связанная с изготовлением (собственным производством) лекарственных препаратов по индивидуальным рецептам врачей с последующей реализацией населению, а также изготовление и реализация лекарственных препаратов по требованиям лечебных учреждений, не признается розничной торговлей и, соответственно, должна облагаться в рамках иных режимов налогообложения.

Так же сообщаем, что согласно пункту 7 статьи 346.26 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении деятельности, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход, и деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иными режимами налогообложения.

Согласно пункту 2 статьи 55 Федерального закона N 61-ФЗ Правила и отраслевые стандарты определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.

Минздрав России приказом от 04.03.2003 N 80 в целях совершенствования функционирования сферы обращения лекарственных средств, утвердил ОСТ 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Общие положения», который должен применяться в части не противоречащей Федеральному закону N 61-ФЗ.

Пунктом 6.14 ОСТ 91500.05.0007-2003 установлено требование для аптечных организаций в части регистрации в налоговых органах, а, следовательно, в соответствии со статьей 1 Федерального закона N 54-ФЗ и применения контрольно-кассовой техники.

Таким образом, при продаже аптеками лекарственных препаратов необходимо применение контрольно-кассовой техники, кроме случаев указанных в  части 3 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ, с обязательным учетом особенностей применения специального режима налогообложения в виде единого налога на вмененнный доход.

7. О применении контрольно-кассовой техники при уплате процентов физическим лицам по договорам займа и при возврате займов наличными денежными средствами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчёты без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчётности. Порядок утверждения форм бланков строгой отчётности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учёта, хранения и уничтожения установлен Правительством Российской Федерации.

Таким образом, согласно Федеральному закону N 54-ФЗ сферой применения ККТ (бланков строгой отчетности) являются наличные денежные расчёты в случае продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Уплата заемщиком процентов за пользование заемными средствами наличными денежными средствами в кассу организации, оприходование наличных денежных средств, вносимых заемщиком в счет уплаты основного долга по договору займа, не подпадают под признаки торговых операций, работ или услуг. Следовательно, обязательного применения ККТ в данных случаях не требуется.

Таким образом, при внесении в кассу организации наличных денежных средств при возврате суммы займа, а также при уплате заемщиком процентов за пользование заемными средствами, обязательного применения ККТ не требуется.

8. Является ли основанием для отказа в регистрации в налоговом органе контрольно-кассовой техники, снятой с учета в другом налоговом органе, в случае отсутствия в паспорте контрольно-кассовой техники печати налогового органа, осуществившего снятие ее с учета.

В соответствии с пунктом 50 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по регистрации в установленном порядке контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 10.03.2009 N 19н (далее — Регламент), при снятии с регистрации контрольно-кассовой техники составляется акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков и в паспорт контрольно-кассовой техники вносятся данные о пароле доступа к фискальной памяти контрольно-кассовой техники, а также отметка о снятии контрольно-кассовой техники с регистрации, заверенная печатью территориального налогового органа.

Согласно пункту 11 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы являются юридическими лицами, имеют бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, эмблему, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 22 Регламента установлены основания, при которых государственная функция по регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах не исполняется.

Отсутствие в паспорте ККТ печати территориального налогового органа, осуществившего снятие с учета ККТ, основанием для отказа в регистрации ККТ в другом налоговом органе не является.

В то же время, с целью контроля за регистрацией ККТ и недопущения повторной регистрации уже зарегистрированной ККТ, сотруднику территориального налогового органа, ответственного за регистрацию ККТ, необходимо с использованием информационного ресурса федерального уровня  «Контрольно-кассовая техника» получить сведения о фактах регистрации в налоговых органах заявляемой для регистрации ККТ, а также сведения о нахождении заявляемой для регистрации ККТ в списках похищенных ККТ.

9. Правомерны ли требования территориальных налоговых органов о необходимости выдачи налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности бланков строгой отчетности либо отпечатанных контрольно-кассовой техникой кассовых чеков при осуществлении наличных денежных расчетов в случае оказания услуг населению.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 указанной статьи, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работы, услуги).

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, которым установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели вправе при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению выдавать бланки строгой отчетности, соответствующие требованиям Положения, вне зависимости от применяемого налогоплательщиком режима налогообложения.

Вместе с тем, на налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, оказывающих услуги населению (в том числе парикмахерские услуги), положения пункта 2.1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ не распространяются.

В этой связи ФНС России считает требования территориальных налоговых органов о необходимости выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями бланков строгой отчетности либо отпечатанных контрольно-кассовой техникой кассовых чеков при осуществлении наличных денежных расчетов в случае оказания услуг населению обоснованными.

10. Вправе ли налогоплательщик единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, осуществляющий наличные денежные расчеты с выдачей по требованию покупателей документов, подтверждающих прием денежных средств, применять снятую с учета контрольно-кассовую технику, модернизированную для печати указанных документов, содержащих необходимые реквизиты.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно пункту 2.1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 указанной статьи, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работы, услуги).

Таким образом, налогоплательщик единого налога на вмененный доход вправе выбирать применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов или выдавать по требованию покупателей (клиентов) документ (товарный чек, квитанции или другой документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работы, услуги).

Следует учитывать, что в случае осуществления наличных денежных расчетов с применением контрольно-кассовой техники налогоплательщик единого налога на вмененный доход обязан соблюдать требования, предъявляемые к контрольно-кассовой технике в соответствии с Федеральным законом N 54-ФЗ и Положением о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470.

Вместе с тем в случае осуществления наличных денежных расчетов с выдачей по требованию покупателей (клиентов) документов, подтверждающих прием денежных средств, налогоплательщик единого налога на вмененный доход вправе применять контрольно-кассовую технику, модернизированную для обеспечения возможности печати документа, содержащего предусмотренные пунктом 2.1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ реквизиты, снятую с регистрации в налоговом органе, без фискальной памяти или в нефискальном режиме, что не противоречит действующему законодательству Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Оснащение электронной контрольной лентой защищенной контрольно-кассовой техники, модернизированной для обеспечения возможности печати документа, содержащего предусмотренные пунктом 2.1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ реквизиты, снятой с регистрации в налоговом органе, без фискальной памяти или в нефискальном режиме, не требуется.

11. Вправе ли бюро кредитных историй при осуществлении наличных денежных расчетов в случае оказания консультационных услуг населению по вопросу прав субъектов кредитной истории в части управления своей кредитной историей, а также по содержанию кредитного отчета субъекта кредитной истории выдавать населению бланки строгой отчетности.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ «О кредитных историях» (далее — Федеральный закон N 218-ФЗ) бюро кредитных историй — юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющееся коммерческой организацией и оказывающее в соответствии с данным Федеральным законом услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг.

Частью 2 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ субъекту кредитной истории предоставлено право один раз в год бесплатно и любое количество раз за плату получить кредитный отчет по своей кредитной истории.

Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ определено, что субъектом кредитной истории является физическое или юридическое лицо, которое является заемщиком по договору займа (кредита) и в отношении которого формируется кредитная история.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, которое устанавливает порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.

При определении перечня услуг следует руководствоваться Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 N 163.

Консультационные услуги населению по вопросу прав субъектов кредитной истории в части управления своей кредитной историей, а также по содержанию кредитного отчета субъекта кредитной истории в вышеуказанном классификаторе не отражены.

В этой связи при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания консультационных услуг населению по вопросу прав субъектов кредитной истории в части управления своей кредитной историей, а также по содержанию кредитного отчета субъекта кредитной истории, бюро кредитных историй обязано применять ККТ в общеустановленном порядке.